Google Website Translator Gadget

воскресенье, 18 августа 2013 г.

Battle of Lagos (1759)

Сегодня в 1759 году (на самом деле еще немножко завтра*)

Произошло интересное своими многочисленными курьезами сражение в бухте Лагос. Кто виноват? Что произошло? И, казалось бы, при чем здесь, простите, Гваделупа...ведь сражение происходило у берегов нейтральной Португалии.

Действующие лица:

французская сторона Шэф д'эскадр де Ла Клю (не кто-либо, а сам командующий флотом Леванта) и его 12 кораблей линии и три репетирующих и исполняющих прочие действия в виде разведки фрегата.

- здоровый двухдекер "Ocean" (80 пушек) - флагман вымпел адмирала и флаг-каптана Камэ
- "Temeraire" (74 пушки) - капитан д'Эрвилль
- "Modeste" (74 пушки) - капитан Де Монвер
- "Redoutable" (74 пушки) - капитан Сент-Эньян
- "Souverain" (74 пушки) - капитан Паннат
- "Guerrie" (74 пушки) - капитан Рошемор
- "Centaure" (74 пушки) - капитан Сабран-Граммон
- "Fantasque" (64 пушки) - капитан Шевалье де Кастилльон
- "Lion" (64 пушки) - капитан Кальбер-Тюрго
- "Triton" (64 пушки) - капитан Венель
- "Fier" (50 пушек) - капитан Маркизан
- [дамы внимание] "Oriflamme" (50 пушек) - капитан д'Абон

еще были три фрегата 26, 24 и 26 пушек, но на них мы подробно останавливаться не будем...

Вот тут у нас будет первая ремарка - во всех источниках на русском мы прочитаем, что французов было 7 кораблей линии - и это отчасти правда, но об этом подробнее в свое время.

британская сторона: 

- "Namur" (90 пушек) (флагман - вымпел адмирала Боскауэна) - кэптэн Метью Бакл
- "Prince" (90 пушек) - кэптэн Джозеф Пейтон
- "Newark" (80 пушек) - кэптэн Уиллиям Холборн
- "Warspite" (74 пушки) - кэптэн Джон Бэнтли [да, это родственник]
- "Culloden" (74 пушки) - кэптэн Смит Кэллис
- "Conqueror" (70 пушек) - кэптэн Уилиям Ллойд [да, и это тоже родственник}
- "Swiftsure" (70 пушек) - кэптэн Томас Стенхоуп
- "Edgar" (64 пушки, фактически 60 пушек) - кэптэн Уилиям Дрейк [семейные традиции сильны]
- "St Albans" (60 пушек) - кэптэн Джеймс Бейкер
- "Intrepid" (60 пушек) -кэптэн Эдвард Праттен
- "America" (60 пушек) - кэптэн Джеймс Кирк
- "Princess Louisa" (60 пушек) - кэптэн сэр Роберт Хартлэнд
- "Jersey" (60 пушек) - кэптэн Джон Баркер
- "Guernsey" (50 пушек) - кэптэн Михаэль Кини
- "Portland" (50 пушек) - кэптэн Джемис Мапелсден

А также 14 мелких "глаз и ушей" адмирала, старший из которых 40-пушечный "Ambuscade"

Казалось бы: британцев больше, пушек больше - все путем, но хотелось бы вернутся к основам британского и французского краблестроения. В данном бою схлестнутся оба флагмана 90-пушечный "Намюр" и 80-пушечный "Океан" - если посмотреть на их вооружение (к слову у француза на нижнем деке были тридцать 36-фунтовых орудия, а у англичанина двадцать шесть 32-фунтовок) удельный бортовой залп - 842 VS 900 фунтов соответственно, таким образом француз будучи 80-пушечником был сильнее британца о 90-пушках. Французы всегда умели строить хорошие корабли. Им бы что с капитанами сделать...

Итак, начнем с Гваделупы... 1759 год для французов сложный, многое потеряно. Потерян Квебек, потеряны "сахарные острова" - Мартиника и Гваделупа (а это 11 миллионов ливров в год? для задыхающийся в войне на три фронта Франции - это дохрена). 
Король в своей бесконечной мудрости, продолжает выращивать "химеру" и пытается собрать флот и малые суда для высадки на Альбион. Англичане в ответ на это (ни у кого нет сомнений, что даже три десятка французских батальона на берегах Британии, а особенно Ирландии и/или Шотландии - сделают такое, что "кровавый 45-ый" покажется пикником... принц Красавчик Чарли однозначно дает понять, что только дайте ему вступить в Шотландию и все...).
Короче, британцы ведут "крейсерскую войну" и неустанно дежурят у побережья Франции, вцепляясь как бульдоги в любой французский корабль, не давая объединится флотам Леванте и Океана для, даже гипотетической попытки перевести войска через Пролив.

Крейсировать вдоль восточного побережья Европы сложно: это колоссальный износ такелажа, парусов и древесины, ну, немного от болячек и травм мрут люди. То еще удовольствие, посему эпизодически корабли сменяются и отходят или в Англию (Портсмут) или в Гибралтар. Все жутко боятся штормов, под которыми лягушатники могут проскользнуть и объединится в Бретани и начать высадку. Паранойя, Ад, Угар, Ром и Содомия - типичные для британского флота.

Так вот, после потери Гваделупы, французы встрепенулись и решили "размазать" свои и без того скудные морские силы: поэтому уже 27 июля 1759 года командующий флотом Леванта шэф д'эскадр Жан-Франсуа де Ла Клю получает достаточно однозначный приказ министра Берьера срочно "бросить все и топать к Мартинике и Гваделупе" - причем ему советуют взять все возможные корабли и следовать в Вест-Индию.
На мой взгляд, подобный приказ ставит крест на самой идее высадки в Англию,что и подтверждается записками Юбера де Бриера (графа де Конфлан), который должен был готовить свою часть сил в Бресте... обычно такие записки пишут люди на пороге суицида )))))

5 августа (8 дней с момента получения приказа - очень хорошая скорость для французов, даже учитывая, что корабли все с иголочки и, фактически, только со стапелей) де Ла Клю воспользовался тем, что Боскауэн отошел к Гибралтару починится после штормов (я уже говорил, что крейсировать - дело тяжкое).
До Гирбралтара французы прошли без проблем, но 16 августа сработали "глаза и уши" Боскауэна и были обнаружены фрегатом.

Британская эскадра стояла на рейде у Скалы и сразу после получения информации о проходе французов начали готовится к выходу в море. Через 3 (внимание!) часакорабли были подготовлены к выходу (это можно сравнить с работой техников на "Формуле 1", только нужно было не только поменять колеса, но собрать с берег не очень трезвый экипаж, загрузить провизию и ядра с порохом).
В середине пятой вахты (22:00) эскадра уже бросилась за врагом.

Далее первый курьез: уже приближаясь к мысу Сент-Винсент де Ла Клю решает, что в Кадисе останавливаться не стоит и англичане уже висят на плечах - но проинформировать в сумерках в виде трех ракет он боится (привлекать внимание), поэтому было произведено три выстрела из пушки. Естественно не все услышали сигнал. В результате три 64-пушечника и два 5-пушечника благополучно утром вошли в Кадис и не участвовали в произошедшем далее.

Англичане продолжали сближаться с Ле Клю.

Второй курьез произошел ночью: Ла Клю принимает преследующих англичан за отставших товарищей (тех, которые будут в Кадисе) и французские корабли не готовятся к бою.
С утра всех ждал конфуз: французы с "голой жопой" в меньшенстве (номинальном), британцы растянуты более чем на 40 миль.
В первых рядах "Намюр", "Уорспайт", "Каллоден", "Свитшур", "Интерпид", "Америка", "Портленд" и "Гернсей" - скажем так, не самые сильные корабли эскадры, причем порядком потрепанные предыдущими штормами.

В конце второй вахты (примерно 07:00) 18 августа произошло то, что произошло: французы принялись истерично готовится к бою, британцы же....

Еще одна ремарка относительно британской системы получения призовых денег - это был очень сильный и мощный мотиватор: захватил вражеский корабль - тебе Адмиралтейство денег, причем денег не малых, многие семьи (вы сами можете наблюдать фамилии Бентли, Ллойд и многие другие) получили свои капиталы узаконенным "пиратством" в виде захватов призов. Примерно 1/3 шла Адмиралу, 1/3 Короне - остальное офицерам, экипажам - лейтенанты, которые первыми поднимались на шканцы и захватывали корабль могли получить временное командование над кораблем (понятное дело, что на двухдекере они капитанами не оставались, но могли получить каптэнскую должность на более скромном корабле), короче - это был ШАНС). Посему британцы лезли на корабли противника со рвением. Кстати, если посмотрите замечательный фильм "Хозяин морей: на краю земли" в оригинале, где перед абордированием каптэн Обри говорит (в нашем переводе "За Короля! За Англию! За Победу!") фраза звучит "For England! For the King! And for a Prize!", что очень характерно и описывает мысли и чаяния британских морских офицеров XVIII и XIX веков.


... после того, как стало понятно, что бою быть на "Намюре" появляется сигнал, призывающий отстающих как можно быстрее присоединится к веселью (поверте, никто не был против, более того, при захвате приза деньги делились на всех в пределах видимости, посему все резко прибавили парусов).
на четвертой вахте были завершены последние приготовления к бою, а в 14:30 "Каллоден" начал обстреливать "Сантору" - понятное дело пока погонными орудиями, но общий смысл "заявления" был понятен.
К моменту, когда в обстрелу несчастного 74-пушечника лягушатников, радостно присоединяются "Америка", "Портленд", "Гернсей" и "Уорспайт" проподает ветер.... совсем. Немая пауза. Ревизор. Все французы, кроме тех, что на "Санторе" (они уже в пределах досягаемости и им никуда не деться от ядер) счастливы, спускают лодки и начинают "укатывать" корабли дальше в море в надежде поймать бриз.

Через некоторое время ветер появляется снова.
"Намюр" вырывается вперед и упорно лезет на флагман французов "Океан" - три французских корабля ведут продольный огонь по британцу, Боскауэн, стоя на шканцах (получив ранение шепой от разбитой марса-реи), приказывает не открывать ответный огонь (должен сказать, что парень реально со стальными яйцами) и атаковать (в британском варианте "Beardown for pistolet range" - что значит удариться борт в борт дать залп, а потом залезть на палубу противника, в этом англичане были реально сильны) только Ла Клю.
В результате французская эскадра стала напоминать полумесяц к центру которого "пулей" стремился "Намюр".
Боскауэн отдает приказ "Свитшуру" и "Интерпиду" вступить в бой с головными кораблями французов (оба британца были на ветре от флагмана).

Только в начале пятой вахтs (примерно в 16:30) сцепились флагманы обеих эскадр. Француз был хорош. "Намюр" остался без "ходовой" (рядом в воде грустно дрейфовали бизань-мачта, марса-реи с фок и гротмачт). Скорость и маневр были потеряны.
Прямо во время боя на шлюпке Боскауэн пересаживается на "Ньюарк" (я уже говорил, что у Адмирала были стальные яйца?) и продолжает дожимать француза.



Французская эскадра ставит все паруса и дает деру, бросая бешенно дерущегося "Сантора", который представлял собой плавучую батарею без мачт - нужно отдать должное героизму и выучке французских моряков - они вели бой с "Каллоденом" до полуночи и потеряли более 200 человек убитыми: один из английских лейтенантов описывает палубу француза так, что обзавидуются любые фильмы "Пила" и "Техасская резня бензопилой". В полночь француз сдается. Капитану Сабран-Граммону оставляют шпагу, впрочем она ему уже не пригодится - он умрет от ранений через два дня.

А вот утром 19 августа начинается самое интерсное. Боскауэн обнаруживает четырех французов в пяти лигах от города Лагос, в в районе 09:00 "Океан" входит на рейд Лагоса и выбрасывается на брекватеры, остальные три корабля не следуют примеру флагмана и уходят в гавань, надеясь, что уважая нейтралитет Португалии, Боскауэн не решится атаковать. Господа, это же не серьезно. Это же Англичане...

Естественно, они ошибались.
Сначала "Америка" подходит к "Океану", снимает пленных (капитана и еще несколько человек) после чего корабль просто сжигают.
Наплевав на суверенитет (вспоминаю анекдоты времен СССР "случайный ядерный удар по Нигерии. Вам нужно написать дипломатический ответ их послу: все верно, только "в жопу" пишется раздельно, а "Черная Обезьяна" с большой буквы - посол как-никак) "Уорспайт" входит в гавань и высаживает все свои шлюпочные абордажные партии на "Темерер" (думаю, что продавцы попкорна в славном городке Лагосе сделали годичный заработок прямо на набережной, созерцать "развлекуху" пришел весь город).
После чего был захвачен "Модест".

Потери англичан за два дня - 56 убитыми и 196 ранеными.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.